ВЕЧНЫЙ СПОР БЕЗ ОТВЕТОВ.
Не люблю я роль третейского судьи, особенно в извечном споре «отцов и детей», но тут пришлось побыть экспертом на историко-культурном форуме, который вот уже второй год подряд проходит на базе центра для активной молодёжи при поддержке Амурской епархии РПЦ и АмГПГУ.
И вопросы, которые задавал Дмитрий Матюхин были «на порассуждать на денёк другой» - "Почему ценностные ориентиры взрослого поколения так не интересны поколению молодому?", "Почему классическая литература или искусство отторгаются большинством молодых людей?", "Нужно ли это пресловутое сейчас патриотическое воспитание самой молодёжи?". Ну как тут отвечать, когда каждый ответ тянет минимум на диссертацию…
Не хочу и не буду винить поколения Х,Y,Z у каждого из них есть несомненные плюсы и минусы. Не очень хочется в чём-то упрекать сегодняшних подростков и молодых людей, но (ох уж это, но, прежде всего говорящее, что я всё-таки дорос до брюзжащего старика, который про «а вот в наше время») всё же отвечу некоторым представителям молодого поколения не очень активно участвующих в нашей полемике.
Итак, мне старшекласснику из 90-х и моим маме и папе из 60-х и в голову бы не пришло не делать домашнее задание по предмету «который мне в жизни не пригодится». В школе мы получали общее образование! Общее! Чтобы быть грамотными, начитанными, разбирающимися в основных постулатах. Да, мне, гуманитарию, не очень давалась математика и физика, но, стиснув зубы, я корпел и получал заветные четверки. И ещё раз повторю, не было у меня в голове, также, как и у всех моих одноклассников, ранжирования учебных предметов на нужные и не нужные, важные и не важные. И мне кажется, здесь всё просто: хочешь быть образованным человеком – просто будь им! А это труд, да ещё какой.
То же самое с литературой, кино, другими видами искусства. Мы можем их не понимать, нам может быть не интересно, но если вы хотите хотя бы думать, что вы культурный человек, то просто читайте, смотрите, анализируйте и уж точно не только Tik-Tok, Telegram или ТНТ (ключевое тут – не только). Школьная программа по литературе - это основа, это то, что нужно всем и каждому, дальше уже дело сугубо каждого. Ну, как-то не представляю я себе культурного человека с запасом слов Эллочки Людоедки (вопрос от молодежи – «А кто это?», уже не удивляет). А ещё мне кажется высшим пилотажем любого учителя литературы является не привитие у ученика интереса прочитать, а желания перечитать (особенно в зрелом возрасте!). И опять же, быть по-настоящему культурным человеком - это труд, да ещё какой!
Понятно, что молодёжь хочет, чтобы её слышали, слушали и понимали (и так, несомненно, было с начала времён), но желание без конкретных действий остаётся неисполнимым (это тоже факт). А поэтому, имея амбиции (и это замечательно, потому что без здорового самолюбия и самоуважения в этой жизни мало чего можно достигнуть), хотелось, чтобы молодые люди набирались профессионализма и ценили опыт зрелого поколения. А расти профессионально и личностно это опять труд!
И вот в этом, наверное, секрет многого, просто надо уходить от личной позиции «кто-то что-то кому-то должен», и начинать трудиться, и в первую очередь - над развитием самого себя.
Нас, поколение 90-х, кто-то окрестил поколением потерянных, а я вот не согласен. Да, мы были участниками краха, перелома, массовой деградации, дегенерации и жизни по понятиям, но благодаря семье и школе мы впитали в себя ценностные ориентиры образования и воспитания (даже наши второгодники и двоечники!). А вот мы уже сами не ведая сотворили то самое поколение потерянных и выгоревших – с неприятием старых ценностей, но и не создателей новых, людей, живущих без фундаментальной компетенции саморазвития – ответственности за себя, что уж говорить про других. И про поколение "унесённых ветром" я ещё напишу...
В общем, есть о чём в очередной раз подумать. Не спорить, а именно подумать!
Не люблю я роль третейского судьи, особенно в извечном споре «отцов и детей», но тут пришлось побыть экспертом на историко-культурном форуме, который вот уже второй год подряд проходит на базе центра для активной молодёжи при поддержке Амурской епархии РПЦ и АмГПГУ.
И вопросы, которые задавал Дмитрий Матюхин были «на порассуждать на денёк другой» - "Почему ценностные ориентиры взрослого поколения так не интересны поколению молодому?", "Почему классическая литература или искусство отторгаются большинством молодых людей?", "Нужно ли это пресловутое сейчас патриотическое воспитание самой молодёжи?". Ну как тут отвечать, когда каждый ответ тянет минимум на диссертацию…
Не хочу и не буду винить поколения Х,Y,Z у каждого из них есть несомненные плюсы и минусы. Не очень хочется в чём-то упрекать сегодняшних подростков и молодых людей, но (ох уж это, но, прежде всего говорящее, что я всё-таки дорос до брюзжащего старика, который про «а вот в наше время») всё же отвечу некоторым представителям молодого поколения не очень активно участвующих в нашей полемике.
Итак, мне старшекласснику из 90-х и моим маме и папе из 60-х и в голову бы не пришло не делать домашнее задание по предмету «который мне в жизни не пригодится». В школе мы получали общее образование! Общее! Чтобы быть грамотными, начитанными, разбирающимися в основных постулатах. Да, мне, гуманитарию, не очень давалась математика и физика, но, стиснув зубы, я корпел и получал заветные четверки. И ещё раз повторю, не было у меня в голове, также, как и у всех моих одноклассников, ранжирования учебных предметов на нужные и не нужные, важные и не важные. И мне кажется, здесь всё просто: хочешь быть образованным человеком – просто будь им! А это труд, да ещё какой.
То же самое с литературой, кино, другими видами искусства. Мы можем их не понимать, нам может быть не интересно, но если вы хотите хотя бы думать, что вы культурный человек, то просто читайте, смотрите, анализируйте и уж точно не только Tik-Tok, Telegram или ТНТ (ключевое тут – не только). Школьная программа по литературе - это основа, это то, что нужно всем и каждому, дальше уже дело сугубо каждого. Ну, как-то не представляю я себе культурного человека с запасом слов Эллочки Людоедки (вопрос от молодежи – «А кто это?», уже не удивляет). А ещё мне кажется высшим пилотажем любого учителя литературы является не привитие у ученика интереса прочитать, а желания перечитать (особенно в зрелом возрасте!). И опять же, быть по-настоящему культурным человеком - это труд, да ещё какой!
Понятно, что молодёжь хочет, чтобы её слышали, слушали и понимали (и так, несомненно, было с начала времён), но желание без конкретных действий остаётся неисполнимым (это тоже факт). А поэтому, имея амбиции (и это замечательно, потому что без здорового самолюбия и самоуважения в этой жизни мало чего можно достигнуть), хотелось, чтобы молодые люди набирались профессионализма и ценили опыт зрелого поколения. А расти профессионально и личностно это опять труд!
И вот в этом, наверное, секрет многого, просто надо уходить от личной позиции «кто-то что-то кому-то должен», и начинать трудиться, и в первую очередь - над развитием самого себя.
Нас, поколение 90-х, кто-то окрестил поколением потерянных, а я вот не согласен. Да, мы были участниками краха, перелома, массовой деградации, дегенерации и жизни по понятиям, но благодаря семье и школе мы впитали в себя ценностные ориентиры образования и воспитания (даже наши второгодники и двоечники!). А вот мы уже сами не ведая сотворили то самое поколение потерянных и выгоревших – с неприятием старых ценностей, но и не создателей новых, людей, живущих без фундаментальной компетенции саморазвития – ответственности за себя, что уж говорить про других. И про поколение "унесённых ветром" я ещё напишу...
В общем, есть о чём в очередной раз подумать. Не спорить, а именно подумать!
2632